Раздел имущества супругов происходит в равных частях. Однако, существуют случаи, когда суды, рассматривая споры супругов о разделе совместно нажитого имущества, отступают от принципа равенства долей супругов в отношении несовершеннолетних детей.
Так, Определением ВС РФ от 16.12.2014 N 15-КГ14-7, судами было проигнорировано нахождение у истицы на иждивении двух несовершеннолетних детей, а так же что супруг несет расходы на содержание несовершеннолетних (школа,
Для понимания обстоятельств дела, рассмотрим более подробно судебный акт. Итак, гражданка обратилась с жалобой в кассационную инстанцию ВС РФ в интересах своих несовершеннолетних детей. В исковом заявлении содержались требования к супругу об определении доли в совместно нажитом имуществе супругов в размере 3/4. Обосновывая свои требования, истица пояснила, что находилась в браке с ответчиком, в процессе которого родились совместные дети, сын и дочь. Дети после расторжения брака остались проживать с истцом. Совместно нажитое имущество земельный участок с возведенным на нем двухэтажным домом. Земельный участок оформлен на ответчика, в оформлении права собственности на дом истице ответчик препятствует, от добровольного раздела уклоняется. В процессе рассмотрения дела, ответчик обратился с встречным иском к истцу, в котором просил разделить совместное имущество в равных долях. Решение районного суда первоначальное исковое требование удовлетворены частично - спорное имущество супругов разделено между ними в равных долях.
Указанным Определением ВС РФ, все решения и определения нижестоящих судов отменены дело отправлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Удовлетворяя жалобу истицы кассационная инстанция исходила из необоснованности вывода судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для отступления от начала равенства го разделе. Согласно, п. 2 ст. 39 СК РФ и разъяснениям п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" не требуется соблюдения указанных норм в совокупности, так как каждая норма должна применяться как самостоятельная, включая интересы несовершеннолетних. Ранее данная норма толковалась двусмысленно. Так же суд разъяснил, что п. 2 ст. 39 СК РФ согласуются с положениями ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, которые защищают интересы семьи, материнства (отцовства) и детства. Принимая решение суды нижестоящих инстанция не учли интересы детей. Суд уточнил, что после развода и раздела совместного имущества, детям должен быть обеспечен их прежний уровень материального обеспечения. При этом, не уточняется, что необходимо понимать под прежним уровнем материального обеспечения. Из существа определения, можно сделать вывод, что под этим понимается участие ответчика в расходах на содержание детей (школа, детский сад, лечение). По мнению автора статьи, данные расходы охватываются содержанием алиментных обязательств после развода супругов. При этом становиться непонятно, как удовлетворение требований истца об учете долей несовершеннолетних при разделе имущества согласуется с уровнем жизни и материальным обеспечением детей. На сегодняшний день не выработано общего подхода правоприменительной практики в этом вопросе, и окончательные выводы в этом деле ставить еще рано, но важно то, что суды обратили внимание на этот пробел в законодательстве и попытались его восполнить. Правовой режим супругов в настоящее время регулируется или договорными отношениями (соглашение) или законным режимом. После развода супругов материальное положение супруга,на содержании которого остались несовершеннолетние дети, порой, значительно хуже, нежели второго супруга. Тем самым, нарушается баланс интересов сторон и принцип справедливости, который необходимо восстановить с помощью закона.